Сериал «Родком»

Сериал «Родком»

На more.tv можно посмотреть «Родком» — премьеру канала СТС, посвященную школьникам и их родителям. Кинокритик Егор Беликов обнаружил себя за просмотром этого сериала, добил его до самой последней серии и нашел там немало неожиданного.

Свидетельство эволюции российского телевидения

Кадр из сериала «Родком»

Кадр из сериала «Родком»

Удивительно, на самом деле, как преобразились премьерные сериалы для ТВ. СТС, канал, выпустивший «Родком», изначально взлетел при продюсере Роднянском в качестве основного дома для кино и сериалов — как драматических (чаще мыльных опер), так и ситкомов. Там стартовали «Моя прекрасная няня», «Папины дочки» (оригинальный, кстати, продукт, кое в чем перекликающийся с «Родкомом», — позже вернемся к этому сравнению), «Воронины».

Так вот, как ни удивительно, сериал, о котором мы говорим сегодня, далеко отстоит от предшественников. Допустим, у него, скорее всего, нет культового потенциала, но зато он, пожалуй, куда разумнее предыдущих флагманских проектов СТС. В «Родкоме» нет закадрового смеха (настали другие времена для жанра), нет бедных на детали декораций в три стены, как это раньше делалось для экономии.

Кадр из сериала «Родком»

Кадр из сериала «Родком»

Зато здесь есть довольно-таки мастерское исполнение (яркие цвета; аутентичные, четко узнаваемые российским зрителем интерьеры и экстерьеры; небанальные монтажные склейки), есть длинные, не заканчивающиеся в финале каждой серии, и многочисленные сюжетные линии. Наконец, есть подтекст, причем крайне актуальный.

Проще говоря, «Родком» приятно удивляет. Большим сюрпризом этот сериал станет для тех, кто за годы прихода в Россию зарубежных проектов и интернет-кинотеатров решил окончательно отказаться от ТВ, вырвать из телевизора антенну, вычеркнуть эту статью расходов из платежки за жилищно-коммунальные услуги. Российские каналы научились снимать дорого, богато, неглупо, красиво.

Мамы налево, папы на работу

Кадр из сериала «Родком»

Кадр из сериала «Родком»

Завязка сериала сколь жизненна (хоть и чрезвычайно нетипична), столь и проста. Михаил Шмелев (Виктор Хориняк), муж и отец сына-школьника, целыми днями пропадает на работе, но это не со зла, просто служба ответственная — он один из руководителей нижнего звена на стройке. Его недобрый, но все же совестливый прораб задерживает зарплату. Отомстив ему, он, выбив себе таким образом выходной, отправляется домой и замечает жену в машине с любовником.

Долго не объясняясь, он хватает в охапку сына (Матвей Семенов), заселяется в квартиру к брату-раздолбаю и бонвивану (Андрей Крыжний) и пытается обустроить свою жизнь так, чтобы при разводе права на опеку над ребенком оставили ему. Для начала ему придется прослыть своим в родительском комитете класса, которым правит гиперопекающая богатая домохозяйка по фамилии Суркова (Ольга Лерман).

Прежде всего, можно заметить, что перед отцом-одиночкой (именно эта деталь представляется самой нереалистичной — все же в России, как и во всем мире, чаще отцы, а не матери, уходят из семьи) сразу встает проблема его собственного гендера. «Родком» очень точно подсвечивает, что патриархальная система — вовсе не выдумка и что ее устои могут ударить обратно по носителю привилегий, мужчине. Ему приходится доказывать женщинам, которым навязали социальную роль хранительниц очага и воспитательниц, что он тоже не лыком шит, что он готов быть трепетным и чутким родителем.

Но, пожалуй, нужно сразу предупредить, что приведенный выше анализ все же необязателен при просмотре этого увлекательного, легкого, очень летнего и незатейливого сериала. «Родком» — именно что ситком, это значит sit uation com edy, ситуативная комедия — прямо вот по определению. Главный герой Шмелев оказывается в неожиданных обстоятельствах, и дальнейшие сюжетные комичные происшествия происходят именно вследствие данной небанальной предпосылки. Короче, если вообще не задумываться ни о чем, будет все равно смешно и мило.

Россия как вечная средняя школа

Кадр из сериала «Родком»

Кадр из сериала «Родком»

Теперь вернемся к запрятанным под поверхностью смыслам. «Родком» осмысляет национальное наследие, его универсально знакомую часть — советскую школу.

Любопытно пронаблюдать за тем, как школа категорически не вписывается в новую экономическую модель российского общества. Возьмем хотя бы самое элементарное: кто и как должен водить, скажем, первоклассника на уроки и с уроков, если оба родителя ходят на работу? Да, есть продленка, но она продолжается вовсе не до конца рабдня. Если в школу ребенка может с утра подкинуть невыспавшийся папа или мама, то что делать дальше, понятно не очень.

Выходит, что школа с первых же лет жизни учащегося приучает родителей к тому, что один из них должен не работать, сидеть дома и воспитывать ребенка — очевидно, скорее всего, мама. Удивительно, насколько эта проблема всеобъемлюща — и что до сих пор этот вопрос не решен. Все равно необходимо либо привлекать к делу бабушек/дедушек, которые вообще-то не нанимались воспитывать ваших детей, либо впускать к себе в интимное семейное пространство чужого человека — няню, бебиситтера.

В «Родкоме» эта краеугольная проблема российской семьи гротескно гиперболизирована: теперь родитель, а именно папа, остался один наедине со многочисленными школьными проблемами. Выясняется, что русская средняя школа просто разваливается на части, и ей больше всего нужен банальный бесплатный ремонт. Вообще это учреждение — крайне нетипичный экономический субъект: почему при гарантированном конституционно праве на бесплатное образование родители школьников вынуждены все время на что-то скидываться, причем грязным налом?

Эта великая коррупционная тайна и вкупе подавляемое народное недовольство увековечены в выдающейся заставке сериала «Родком»: там показаны стилизованные окна многоэтажек, в одном из которых всплывает баббл-сообщение в мессенджере: «Собираем 1000 на ремонт», а в других окнах — расстроенные ответы: «Сколько можно», «Мы столько не зарабатываем», «Могли бы уже новую школу построить»…

Взрослые — грустные татуированные дети, которые готовят друг другу латте

Кадр из сериала «Родком»

Кадр из сериала «Родком»

С экономически-бытового уровня «Родком» ко второй половине глобального сюжета (где-то серии к девятой из 21) переходит к большой параллели между жизнью школьников и взрослых. Оказывается, не существует вообще такой социальной категории, как взрослые, — нет такого момента, когда человек окончательно возмужал, он навечно остается затырканным ребенком, которому просто приходится с годами брать на себя все больше обязательств, но решений для его проблем жизнь не предлагает — надо все понимать самому.

Для сюжета «Родкома» крайне важно, что многие родители, поневоле состоящие в надзорном органе — собственно заглавном комитете, — также раньше учились в той же школе, часто — в параллельных классах и при той же директрисе. Сам Шмелев, завязший в пене дней, залипший в тяжелой работе и почти исчезнувший из жизни собственного сына, возвращается в свои школьные годы — вовсе не такие чудесные. Нам постоянно показывают флешбэки из жизни юного Шмелева и его одноклассницы Сурковой, которая с тех самых пор, как ее и всех прочих буллил Миша, затаила на него смертельную обиду.

На самом деле истоки этой обиды заключаются в том, что он не обратил внимания на невзрачную девочку, а крутил свои детские и наивные отношения шестиклассника с другими. С тех пор вроде бы утекло много воды, они оба завели по семье, родили мальчика и девочку, и вот теперь уже их сын и дочь неожиданно влюбляются друг в друга и главным героям придется разобраться с похороненной уже давно, казалось бы, невзаимной любовью. Согласитесь, не такой сложной проработки мелодраматической линии мы ждали от российского ситкома.

Приятные актеры любого возраста россыпью в ассортименте

Отец и сын Шмелевы — главные герои сериала «Родком»

Отец и сын Шмелевы — главные герои сериала «Родком»

Ну и последнее, чисто техническое замечание про детей в кино. Вообще, в подавляющем большинстве случаев все юные актеры на экране только раздражают — дети еще не могут до конца понять, чего от них требует режиссер, не различают интонации, с которыми нужно произносить реплики, да и сам сценарий зачастую выучить не в состоянии. Редчайшим исключением были те самые «Папины дочки» — и то потребовалось подождать сезон-другой, пока подросла Катя Старшова, сыгравшая Пуговку, чтобы у нее довыпали молочные зубы.

В случае «Родкома» все образовалось как нельзя лучше: и взрослые, и дети симпатичны и милы. Начиная с Виктора Хориняка и Ольги Лерман, сыгравших главных героев, продолжая весьма значительными характерными артистами на второстепенных ролях (Павел Ворожцов — муж-изменник Сурковой; Никита Тарасов — адвокат по разводам; Борис Каморзин — прораб на стройке; Алина Алексеева — беременная наивная мамаша из родительского комитета) и заканчивая детьми.

Матвею Бычкову, сыгравшему Шмелева-младшего, и Диане Енакаевой в роли Кристины удалось сыграть невозможно трепетный первый школьный роман — безо всякой пошлости. Кроме того, примечательны и многочисленные второстепенные персонажи — автор этого текста, к примеру, фанат одноклассницы-зумерки-тиктокерки с цветными волосами, которая крайне изобретательно троллит и уделывает всю школу.

Итог: 21 серия «Родкома» приятно и ненавязчиво пролетает, даже если смотреть их фоном. Очень хочется второй сезон, но о нем пока нет никакой информации.

Пасибо за прочтение!)

2130
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...